Образование вне школы: личный опыт
В эпоху интернета как никогда стало актуальным домашнее образование. Существует множество материалов для самостоятельного обучения, программы, позволяющие освоить школьный минимум и сдать аттестации как в России, так и за рубежом. Всё это – в удобном для детей и родителей режиме, из любой точки земного шара, без конфликтов со сверстниками и других сложных факторов.
Просто ли перейти на домашнее обучение и остаться? Что выбрать, онлайн-образование, семейное обучение или более открытый подход, анскулинг? Команда chevostik.ru поговорила с тремя активными блогерами, мамами детей, выбравшими разный подход к образованию вне школы, чтобы узнать об их опыте из первых уст.
Анастасия Гарист
https://instagram.com/a.garist
Мама Захара. По образованию психолог и педагог.
Я сама училась в маленьком классе и знаю, что индивидуальный подход – залог успешного обучения. Для нас сейчас важно иметь свободный график, который позволяет заниматься спортом и ходить на кружки, при этом не хочется перегружать ребенка. В дальнейшем все может измениться. Я не исключаю возможность того, что Захар пойдет в среднюю школу.
Должен ли родитель быть немного педагогом, чтобы обучать ребенка самостоятельно? Думаю, что родитель должен хотеть и ему должно нравиться это делать. Но, опять же, у каждого человека разное понимание процесса обучения. Для меня быть педагогом – это учиться вместе с ребёнком, быть ему товарищем.
От хорошей жизни из школы не уходят. Если ребенку все нравится, то какой смысл что-то менять? Мы пробовали в прошлом году ходить в школу. Это было очень тяжело. Захар перевозбуждался, отказывался заниматься, устраивал истерики и скандалы. Думаю, что выбрав семейное образование, мы избежали многих проблем в будущем.
Я не против школы. Да, мне многое там не нравится, но я никогда не агитирую людей против неё. Я за то, чтобы люди знали, что выбор есть и обучение вне школы возможно. Семейная форма образования – это очень индивидуальная история. У нее тоже есть минусы.
По закону РФ ребёнок должен обязательно сдать только аттестации: ОГЭ и ЕГЭ. Но мы решили, что будем сдавать аттестацию ежегодно онлайн.
Олина Сильченко
https://instagram.com/olinasi
Мама троих детей, живёт на три страны – Россию, Эстонию и Малайзию – и пишет о здоровом образе жизни, zero waste и анскулинге на примере своей семьи.
То, что со школой что-то не так, я поняла уже в первом классе моего старшего сына. Оценивание, сравнение, давление, жёсткие рамки. Ребёнок никому не интересен, интересен результат. Но до свободного образования было ещё далеко. Я пыталась повлиять на ситуацию, мы меняли школу и даже страну проживания, но итог был один – дети не хотели учиться, им было скучно и неинтересно.
Самое сложное было – решиться. Дальше события стали развиваться удивительным образом. Дети стали заниматься творчеством, отношения наладились, у всей семьи наступил новый этап жизни.
Конечно, поначалу были страхи и сомнения, и неприятные разговоры с бабушками, но это всё мелочи по сравнению с тем, что мы приобрели.
Аттестации мы не сдаём, со свободным образованием они не очень сочетаются, но при желании сдать экзамены и получить аттестат – абсолютно реально.
В ходе естественного, свободного образования родители почти не вмешиваются в учебный процесс, только по запросу ребёнка. Однако ребёнок учится постоянно, просто от жизни, поэтому можно сказать, мы невольные участники его образования.
Анскулинг научил меня жить не спеша, наслаждаться моментом, доверять ребёнку, его природному механизму познания. Анскулинг – это не система, не методика, это образ жизни, когда слышишь себя, свой внутренний голос, ценишь важное и не тратишь время на пустое и ненужное.
Екатерина Стриж
https://instagram.com/katrin.strizh
Мама дочери-блогера Елизаветы, предприниматель, создаёт косметику для восстановления волос.
В декабре будет два года, как Елизавета учится онлайн. Сейчас она в девятом классе. Мы решили перевести дочь на онлайн-обучение, потому что она долго болела. Директор старой школы не шёл нам навстречу, советовал нам приводить её с температурой. Для меня это решение было сложным, у меня два высших образования и я никогда не пропускала занятия. Сейчас я очень рада, что это сделала. Появилось огромное количество времени на развитие талантов и способностей ребёнка. По окончанию школы она получит обычный аттестат.
Уровень образования онлайн я считаю выше. В каждом предмете около 35 тем. Чтобы их реально изучить, достаточно полтора месяца ненапряжённой работы по полтора-два часа, не каждый день. Школа много времени тратит на всякие дополнительные вещи. Этот вариант идеальный для тех, кто знает, на что тратить освободившееся время.
Говорят, что в школах ребёнок адаптируется к среде. Но зачем, мне интересно, к ней адаптироваться? К среде, где ругаются матом? Если тебе дали в лоб в школе, ты должен быть к этому адаптирован?
Учеба построена так: учитель классно, интересно рассказывает о предмете, дети его слушают, у них есть чат, чтобы общаться, и они работают по презентациям. Учитель тоже получает обратную связь от учеников, проверяет, чтобы у них всё получалось. Лиза учится пять дней в неделю по четыре урока. Все уроки есть в записи, мы можем учиться с любой точки земли и догонять то, что пропустили.
Дети обычно не рассказывают родителям о том, что у них есть в школе сложности, что их обзывают и обижают. Это не нормальная социализация!
Я не вникаю в учебный процесс дочери вообще. Мне приходят отчёт, и каждую неделю я его смотрю, обсуждаю с ней.
Дочь стала весёлой, такой, какой была до школы, а в школе была грустной и загруженной. Она самостоятельно контролирует своё время, выбирает круг общения, занимается блогом в Likee, в котором у неё 4 миллиона подписчиков.