Почему ваш ребенок должен скучать

Почему ваш ребенок должен скучать

Одна из главных задач родителей современного ребенка – занять его чем-нибудь. В зависимости от возможностей, амбиций и целеустремленности родителей, в ход идут няни, бабушки, развивающие занятия, кружки, книги, спортивные секции, планшеты и мультфильмы. Таким образом, у ребенка не возникает ситуации, в которой он бы мог заскучать. Поговорим о том, почему это плохо.

Время на чтение: 3 минуты

 

Постоянная интеллектуальная активность перегружает нервную систему 

Даже в школе уроки прерываются переменами, на которых дети предоставлены сами себе и имеют полное право валять дурака. Ни взрослая, ни тем более детская нервная система, не могут выдержать постоянной нагрузки и напряжения. «Ну, какое же напряжение, мы же просто поем песенки на английском и в игровой форме учим алфавит?» Для незрелого детского мозга это тоже нагрузка, и если такие «развлечения» не эпизодические, из них состоит весь день, очевидно, что ребенок переутомляется – чаще расстраивается и плачет (не хватает ресурсов противостоять стрессу), плохо засыпает (перевозбуждаются), испытывает множество страхов и иногда неврозов (нет времени на то, чтобы спокойно пережить сложные ситуации и чувства).

 

Без скуки невозможна свободная игра

С 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка – игра. Именно в игре лучше всего развивается мозг и закладывается основа для будущих знаний и умений. Но не стоит пытаться обмануть природу – уроки и знания в игровой форме, конечно, нужны, но они не заменят настоящей свободной игры. Она рождается как раз в момент ничегонеделания и скуки. Когда палочка становится человечком, расческа – микрофоном, диван – летающей тарелкой. Без этого опыта не развивается абстрактное мышление, необходимое, например, в математике, где постоянно надо представлять, что X, Y, Z – определенные величины. До 7 лет главный критерий оценки интеллекта ребенка, это не число динозавров, которых он знает, не навык чтения, не успехи в арифметике, а сложность сценария в свободной игре. И если ваш ребенок не умеет читать, но может придумать целый город с разными персонажами, где в главных ролях – ватные палочки, он, безусловно, гений.

 

Без скуки нет возможности развивать фантазию

Если вы постоянно придумываете для детей занятия и предлагаете сценарии игры, то у него нет возможности проявить фантазию и придумать что-то самому. Заскучавший ребенок, чей ум ищет предмета для приложения своих сил, начнет видеть в форме облаков – любимых персонажей, в платяном шкафу – двери в новые миры, в большой картонной коробке – волшебный замок. Конечно, все это может быть обыграно и с подачи родителей (и этому тоже должно находиться место), но тогда это будет продукт их фантазии, заданные ими обстоятельства, в которых ребенок будет ведомым, а не ведущим. А придумывать что-то самому и жить в этом фантазийном мире – одна из важных потребностей развивающегося ребенка.

 

Скучая ребенок понимает, чего ему на самом деле хочется

Когда ребенок постоянно занят чем-то вроде бы «интересным», у него нет возможности понять какой он на самом деле и что он в действительности хочет делать. В состоянии скуки, когда нет ничего, что «надо» делать, и не предлагают ничего «классного», человек (и ребенок не исключение), начинает понимать, чего ему не хватает и чем он сам бы он хотел заняться.

 

Ребенку нужно учиться нести ответственность за свою занятость

Если ребенок все время живет по составленному вами расписанию, где у него на любой момент плохого настроения или скуки находятся занятие, у него не развивается навык занимать себя самому. Уже будучи взрослым, он так и будет ждать от близких/работодателя/общества, чтобы его увлекли, развлекли и заняли, отказываясь взять ответственность на себя.

 

Родителям не нужно впадать в крайности

Исключительно важно отметить, что это все не о том, что ребенком не нужно заниматься, развивать, узнавать вместе с ним новое и просто играть в свое удовольствие. Большое количество родительского внимания, любви и заботы необходимы, чтобы создать крепкую базу для уверенности в себе и самостоятельности. Полученные знания, развивающие занятия, игры с родителями, посещение музеев естествознания и современного искусства, чтение книг, прослушивание лекций – все это обогащает ребенка и дает существенный толчок в его развитии и предлагает множество сценариев для самостоятельных действий. Точно также, как мы не отправляем четырехлетку самого переходить дорогу (а то как он потом взрослый будет сам?), мы не должны полностью перекладывать на него ответственность за свою занятость. В то же время, уже в этом возрасте, необходимо объяснять, каковы правила и как действовать самому.

 

Все хорошо в меру

В конце концов, речь лишь о том, что нет ничего плохого в том, что ваш ребенок скучает. И если вам говорят «Мне скучно!» – это не значит, что вы плохо занимаетесь своим ребенком, должны все бросить и развлекать его. Это значит, что вы вместе с ним можете создать условия для того, чтобы у него была возможность выйти из этого состояния самому.

Автор: Фрида Морева