Как научить ребёнка к школе слушать и слышать учителя

Как научить ребёнка к школе слушать и слышать учителя

10 важных шагов аудиального развития, которые должен знать каждый родитель.

Для начала разберемся – почему так важно научить дошкольника воспринимать информацию именно на слух? Как мы знаем, больший поток информации, получаемой детьми, в основном идет к ним визуальным путем – это книги с картинками и познавательные мультфильмы. Но в то же время все уроки и лекции, которые ждут ребёнка в его будущей школе, будут даваться ему  именно аудиально. И часто выясняется, что у большинства детей способность воспринимать информацию на слух не так развита – они то и дело отвлекаются и не способны надолго сосредоточиться.  Мы разобрались, что стоит делать родителю в этом направлении еще до начала обучения в школе.

 

Налаживайте эмоциональный контакт

Он нужен как воздух для полноценного эффекта. Ребенок будет слушать, когда с ним общаются внятно и четко, идеально – на его уровне, глядя в глаза. И, конечно же, – когда его самого слушают и слышат.

 

Говоря – структурируйте

Ребёнку сложно воспринимать длинные фразы, а тем более монологи родителя. Ему нужны четкие лаконичные формулировки. Разбивайте требуемые от него действия на части (например, не «раздевайся», а «сначала сними обувь», «теперь сними куртку», «сейчас сними шарф» и т.д.), не ленитесь разъяснять не все сразу, а пошагово. В больших рассказах старайтесь использовать систему «тезис–аргумент–вывод–пример».

 

Начинайте с малого

Планируя заниматься с ребенком специальными упражнениями или предлагая ему аудио-контент, стартуйте с совсем небольшого времени – специалисты отмечают, что 5-15 минут в день вполне достаточно.

 

Развивайте слуховое внимание

Во время прогулки обращайте внимание ребенка на окружающие вас звуки природы и улицы – хлюпанье сапогов по луже, скрежет метлы дворника по асфальту, шум дороги за домами. Можно угадывать как количество звуков – много птиц поет или одна, или сколько автомобилей проехало, так и определять их звонкость и глухость – например, как именно гудит мотор лифта и скрипят качели.

 

Работайте с памятью

Повторяйте. То, что слышали на прогулке. То, какую сказку прочитали вчера перед сном. Играйте в простые игры – например, вы напеваете что-то простое слогами, меняя длительность звуков, и просите повторять, с каждым разом делая задание чуть сложнее.

 

Учите через игру

Позволяйте ребенку самостоятельно аудиально исследовать мир. Например, во время обеда устраивать «музыкальную паузу» – стучать ложкой по всем предметам посуды на столе, выискивая самые звонкие и самые глухие звуки. Или, гуляя в зоопарке, угадывать, чей это звук доносится из дальнего вольера. Популярные слуховые загадки – игра «закрой глаза и угадай звук».

 

Обращайте внимание на нетипичное

Дайте ребенку послушать то, что он не услышит без вас – как мурчит кошка, прижав ее животом к его уху, или подметьте, с каким едва слышным звуком сыпется песок через пальцы в песочнице или как шумят монетки, если их потрясти в закрытых ладонях.

 

Учите эмоциям и интонациям голоса

Изображайте голосом самое простое – удивление, страх, радость, спокойствие, гнев и просите ребенка угадывать. То же самое можно делать с эмоциями в записях аудиоспектаклей.

 

Читайте книги с выражением

Ведь не только от содержания книги, но и во многом именно от вас зависит то, насколько ребенок будет вовлечен в процесс слушания.

 

Включайте детский аудио-контент

Регулярно. И не только песни и классическую музыку, но и звуки природы, а также детское радио, аудиоспектакли и, конечно, аудиоэнциклопедии с Чевостиком – в плеере, в дороге, дома во время игры. Можно даже вытащить с антресолей свои любимые пластинки детства – это точно то, что надо.