Почему детям важно ошибаться

Почему детям важно ошибаться

Ошибаться – это стыдно или полезно? Нужно ли избегать ошибок? И как научить ребёнка не бояться их? Давайте разберёмся.

 

В творчестве не бывает ошибок

Несмотря на то, что все дети очень разные, у них есть одна общая черта – они обладают творческими способностями.

В основе любых инноваций лежит творчество. Все то лучшее, за что вручаются Нобелевская и другие премии мира, появляется в результате творческого процесса. При этом общественные установки, в частности установки системы образования подавляют творческое мышление. Как? Страхом ошибки.

 

Отказ от ошибки – это отказ от обучения

Младенцы учатся всему без размышлений, тяжело это или легко, ошибутся они или сделают правильно. Они просто рвутся вперед, подчиняясь инстинкту обучения. Когда же этот инстинкт умирает? Когда появляется, например, оценка. Некоторые дети уже в 4 года умеют оценивать себя. Они боятся сделать ошибку, боятся, например, сказать что-то неумное. Так они отказываются учиться.

Простой тест: предложите группе дошкольников на выбор – собрать паззл повторно или собрать другой, более сложный паззл. Некоторые выберут безопасный вариант, другие будут стараться собрать все более и более сложные варианты.

Для первых успех – это уверенность в безошибочности. Правильный вариант – это и есть результат. Для других успех – это рост, расширение возможностей. Процесс обучения – вот что является результатом. Для первых ошибка – это катастрофа, для вторых – просто шаг вперед. Как так получилось?

 

Родители тоже люди

Мы тоже когда-то были детьми, которых научили бояться ошибок. У любого есть воспоминание о том, как учительница требовала сказать правильный ответ в тот момент, когда вдруг случился собственный мыслительный процесс. Это могло случиться на математике (пришло в голову попробовать свой алгоритм решения задачи), и на литературе (захотелось порассуждать на тему, а в ответ получил обвинение, что работал не сам, а помогали родители).

Но главная школа – все равно семья, и распространенной ошибкой таких боящихся ошибок родителей является желание научить ребенка все делать правильно. Но на чужих ошибках учиться, оказывается, не только невозможно, но еще и вредно. Психологи называют первым шагом к развитию у ребенка уверенности в себе как раз предоставление ему возможности ошибаться. И это понимают все! Нюанс вот в чем. Дети не верят словам, а верят только делам. Оказывается, ребенку полезно видеть, что взрослые не только ошибаются – они еще и относятся к этому нормально.

 

Работа над ошибками

Как связаны ошибка и уверенность в себе? Попыткой исправить ошибку.

Ребенку важно научиться устранять неожиданные последствия ошибок – то есть решать проблемы. И это будет получаться только в том случае, если взрослый предоставит возможность для этого. Нюанс: это ведь настоящее испытание – наблюдать за тем, как ребенок неумело пытается справиться с ситуацией, и не бросаться ему на помощь. Психологи (в частности, Дарлин Свитленд и Рон Столберг в книге «Научите ребенка думать: Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека») советуют поразмышлять над вопросом – почему вы бросаетесь на помощь в разных ситуациях, увидеть себя со стороны, и понять, как можно было бы дать ребенку пространство для собственных действий. Проявить уважение к его решениям.

Например, в ситуации, когда ребенок долго застегивает пуговицы, а вы опаздываете на встречу, срабатывает нетерпение. Можно сказать, что вот сейчас вы поможете застегнуть пуговицы, но когда вернетесь – малыш будет расстегивать пуговицы сам. И если захочет, сможет застегивать их снова и снова. Главное не забыть о своем обещании.

Особенный вид ошибок – это советы, которые мы даем детям постарше. Сын пришел расстроенный, потому что мальчишки отказались с ним играть. Сердце матери разрывается, она советует найти другую компанию, обещает, что мальчишки во дворе точно поиграют с сыном, а сыну от этих советов еще хуже. Проблема в том, что мы зачастую видим мир с высоты нашего опыта, а нужно совсем не это. Нужно просто поддержать (очень неприятная история) и спросить, как, по его мнению, можно было бы решить вопрос.   

Это интересный и важный нюанс: разница между просьбой о помощи и ожидание готового решения. Просьбы о помощи хорошо замечать и поощрять. Ведь это умный шаг в решении проблемы! Способность обращаться за помощью – ценный навык сам по себе. Можно вместе оценить все варианты решения, которые предлагает ребенок. Предложить ему взглянуть на ситуацию в новом ракурсе. Чуть-чуть терпения – и он найдет решение сам.

Да, частенько дети решают проблемы, мягко говоря, неумело. Это расстраивает. Но таков механизм обучения: для того, чтобы освоить что-то, необходимо много практики. Лучшие тренировки решения проблем: это ошибки, их исправление; выбор – и знакомство с последствиями своего выбора.

 

 

ИТАК:

Ошибки помогают лучше понять себя

С каждой ошибкой мы узнаем свои особенности. Какие у нас внутренние ограничения, то есть что мы можем, а что нет.

Ошибки учат терпению

Через терпение к себе мы учимся быть терпимее ко всему миру.

Ошибки учат прощать

Ошибки напоминают нам о том, что мы неидеальны. И идеальных не бывает. Каждая ошибка учит прощать и принимать такими какими есть – себя и окружающих.

Ошибки помогают победить страх

Никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Страшно ошибиться? Но на самом деле страшно пойти новой дорогой. Страшно – значит интересно! Дорогу осилит идущий.

Ошибки учат жить без сожалений

Да, ошибка. Но лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном. И не мучаться вопросом «А вот что было бы, если…?». 

Ошибки помогают расти и развиваться

Закончим тем, с чего начали. В творчестве не бывает ошибок! А если вся наша жизнь – это творчество, то ошибки – это просто поиск нужной краски, ноты и интонации. В поиске рождаются неожиданные интересные решения! А любую ошибку можно превратить в полезный урок, выучиться и стать лучше.

 

Автор: Лена Сибирцева, специально для chevostik.ru